Вторник, 19.03.2019, 12:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Методический раздел

Наш опрос
Какова ваша новогодняя резолюция?
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Всё о профессиях (для обучающихся с ОВЗ)

 

СТАТЬИ

(09.11.2018)

 

Методические рекомендации

по организации профориентации детей с ОВЗ

Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которой является система профессионального образования. Профессиональная ориентация подростка решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. В контексте рассмотрения проблемы самоопределения особое значение представляют вопросы, связанные с изучением проблемы профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья

В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.

Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью

Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей

Не менее важна для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния учащегося, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа

Современный подход к профориентации подразумевает согласованную работу многих социальных институтов: школа, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества, профессиональные учебные заведения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации и т.п. Учитывая большую включенность различных организаций, необходима грамотная координация этой работы. В настоящее время в качестве такого координатора чаще всего выступает школа, а в ней - психологи и социальные педагоги, в редких случаях открываются специализированные профориентационные центры городского или окружного подчинения.

Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ

Особенности профессионального консультирования подростков с ОВЗ определяются разными объективными и субъективными факторами.

1. Основным из них является неоднородность выделяемых групп подростков по принципу ОВЗ, характеризуемых специфическими психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения.

Таким образом, в профессиональном консультировании должен реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подходы, преобладание индивидуальных форм работы над групповым. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.

2. Биологическое неблагополучие, являясь предпосылкой нарушения взаимодействия с окружающим миром, может обуславливать возникновение отклонений в психическом развитии.

3.  Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории

Все эти особенности осложняют профориентационную работу с данными группами. Сложности возникают и на этапе подбора методического инструментария для диагностики, так и при подборе профиля профессиональной подготовки. Специалистами признается, что профоконсультирование и профориентация для подростков с ОВЗ имеет свою специфику, но разработка современных моделей профессионального самоопределения молодых людей с ОВЗ началась только в последнее время и  представлена весьма схематично.

 В профессиональном консультировании подростков с ОВЗ структурно включаются следующие виды работы:

1. анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);

2. психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности).

3. социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и быть принятым в более широкое социальное окружение;

Необходимым условием консультирования подростков с ОВЗ является их желание консультироваться – получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее.  Границы этой ответственности у подростков с ОВЗ варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда подросток действительно является хозяином собственной жизни и сам стремится искать выход из затруднительных ситуаций, до высокой инфантильности и зависимости от других. И поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профессионального консультирования необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.

Для повышения эффективности профконсультирования большое значение имеет привлечение к этой работе педагогов и родителей подростков с ОВЗ.

В индивидуальном профессиональном консультировании подростков с ОВЗ, как ни в каком другом, необходимо использовать различные формы работы, такие как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие «примерить» различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов и т.п.

Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:

1.      из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности;

2.      ориентация подростков на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;

3.      составление профпланов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.

 Важно соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.

Обозначим некоторые проблемы, характерные для профессинального самоопределения детей с ОВЗ.

1.      Отсутствие помощи в профессиональном самоопределении со стороны родителей и неадекватные семейные установки могут затруднить этот процесс для подростков, имеющих ограничения здоровья. Нередко советы родителей бывают ориентированы на более «престижные» и менее «перспективные» профессии. Их представления о «правильном» выборе часто не соответствуют реальной жизни и больше соотносятся с прошлыми социально-экономическими периодами развития страны. Родители могут деформировать представления ребенка о своих способностях и возможностях, инвалидизируя его. При благоприятных семейных условиях к подростковому возрасту у молодого человека формируется адекватное самовосприятие, подбирается подходящая сфера профессиональной деятельности.

2.      Подростки в своем выборе часто ориентируются на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации. При этом их внимание, как правило, направлено не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни, где профессия – всего лишь средство достижения желаемого. Существенное влияние на профессиональный выбор подростков играет мнение сверстников. Поэтому профориентационная деятельность психологов должна включать групповые формы работы. Особенно это актуально при интегративных и инклюзивных формах образования.

Обозначим методы, которые применяются в процессе профориентационной работы

1.      Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.

2.      Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.

3.      Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого.

4.      Интерактивные методики. В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая, так же как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.

5.      Проективные методики, построенные главным образом на интерпретации ответов оптанта на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям профконсультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т. д.

6.      Стандартизированное аналитическое наблюдение, характеризуемое наличием цели и предмета наблюдения, процедурной схемы, выделенными признаками и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принимается решение.

7.      Приборные психофизиологические методики, применяемые в основном в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиологические индикаторы. К этой группе методик относятся также аппаратурные поведенческие методики. С их помощью диагностируют элементарные психические функции (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений.

Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют осуществить сбор информации, необходимой для оказания профориентационной помощи. Применение конкретных методов, направленных на решение профориентационной проблемы, определяет психодиагностическое поле деятельности профориентолога, позволяют подобрать и модифицировать конкретные методики, адекватные уровню развития и особенностям здоровья подростков.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы:

1.      Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.

2.      Методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ.

3.      Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями.

4.      В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.

 

(16.01.2019)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

      Изменения, происходящие в нашем обществе и современном образовании, предполагают необходимость доста­точно раннего самоопределения школьников по отношению к своей будущей профессиональной деятельности. Так, при переходе на профильное обучение к концу девятого класса школьники должны определиться со своим будущим профилем. Предполагается, что это должен быть осознанный выбор, при котором девятиклассник соотносит его со своими дальнейшими учебными и профес­сиональными планами. Для этого существуют определен­ные предпосылки. Уже в подростковом возрасте склады­вается избирательный характер отношения к школьным предметам, появляются профессионально ориентирован­ные мотивы учения, сензитивность к приобретению про­фессиональных знаний, умений и навыков. Однако, как показывают результаты многих педагогических и психо­логических исследований, такие показатели психическо­го развития, как способность к самоанализу, мотивы про­фессионального самоопределения, наличие долговремен­ных планов и т.д., у многих выпускников школ сформиро­ваны неравномерно и зачастую недостаточно.

Таким образом, существует противоречие между необ­ходимостью раннего профессионального самоопределения и неравномерностью психологической готовности школь­ников к осознанному и ответственному выбору дальней­шего жизненного пути. Всё это ставит перед педагогами и психологами проблему целенаправленного повышения психологической готовности учащихся к профессиональ­ному самоопределению. Мы рассматриваем выбор профи­ля обучения как один из этапов профессионального само­определения. Это один из первых самостоятельных выбо­ров в жизни подростка, который выполняет функцию со­подчинения мотивов и выстраивания их иерархии. Если подросток не проживает сполна данный этап жизни (на­пример, его самостоятельный выбор подменяется выбо­ром родителей), это приводит к тому, что данный этап раз­вития личности отодвигается во времени, к инфантилиз­му. Критериями успешного профессионального самоопре­деления являются объективная успешность в овладении профессией и субъективная удовлетворенность процессом и результатами труда. Субъективная удовлетворенность работой занимает третье место (после материального по­ложения и досуга) по значимости среди всех факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью.

Успешность профессионального самоопределения тес­но связана с общим развитием личности. Главным усло­вием успешного профессионального самоопределения яв­ляется полноценное психическое и личностное развитие ребенка, наличие у него развитых интересов, склонностей и способностей. Поэтому работа по подготовке к выбору бу­дущей профессии должна быть частью образовательного процесса. Вся работа, направленная на оптимизацию об­учения и воспитания, в конечном итоге способствует ак­тивизации профессионального самоопределения. Анализ исследований самоопределения в отечественной психоло­гии позволяет установить важность для развития лично­сти таких факторов, как способность субъекта к наиболее полному осознанию своих возможностей, выявление спо­собов достижения целей, вариативность прогнозирования будущего [3]. При этом важно, есть ли у человека виде­ние различных вариантов в его модели будущего, вариан­тов, дополняющих и взаимозамещающих друг друга. Сво­бода выбора заключается в том, что благодаря деятельно­сти субъекта одна из этих возможностей превращается в действительность, и она тем больше, чем лучше люди осо­знают свои реальные возможности.

       Приобретя вследствие демократических тенденций развития общества большую свободу, наш современник с необходимостью сталкивается с оборотной стороной сво­боды — проблемой выбора. Здесь оказывается, что у сво­боды есть не только внешние, объективные ограничения, но и внутренние, субъективные. Свобода в ситуации вы­бора ограничена субъективными представлениями чело­века о возможных вариантах действия. Конкретный субъ­ект отражает явления объективной действительности е той уникальной индивидуально-неповторимой позицией, которая обусловлена объективными законами развития и жизнедеятельности данного субъекта. Наличие сознания позволяет человеку соотносить друг с другом различ­ные отражаемые явления объективной реальности, выявляя различные связи между ними, интегрируя их в единую субъективную картину объективного мира. Следова­тельно, в субъективном мире каждого человека складыва­ется свое индивидуальное представление о совокупности возможных действий в различных ситуациях. Мы называ­ем субъективным пространством возможного действия от­ражение в субъективном мире человека потенциально воз­можных в данной ситуации действий в виде целостной си­стемы представления о них. Нами выявлено, что существу­ют индивидуальные различия в размерности и содержа­нии субъективного пространства возможного действия, ко­торые не зависят от конкретной наличествующей ситуации и определяются особенностями субъекта. Рассматривая личностное самоопределение в качестве свободного выбо­ра человеком линии поведения в ситуации, своего места в обществе и жизни, мы рассматриваем субъективное про­странство возможного действия как фактор организации действий в ситуации выбора. При этом понятно, что узкое субъективное пространство возможного действия ограни­чивает возможности субъекта, тогда как широкое предо­ставляет больше возможностей для успешного выбора.

        Основными факторами расширения субъективного пространства возможного действия являются актуализа­ция прошлого опыта, освоение субъектом информации о кем-то наработанных способах действия, собственная творческая мыслительная деятельность. В первом и вто­ром случаях осуществляется деятельность по сбору и пе­реработке информации о существующих вариантах дей­ствий, о типичных способах действия в конкретной ситу­ации. В последнем же случае мы рассматриваем мысли­тельную деятельность по выявлению новых возможно­стей как процесс самостоятельного творческого искания и открытия новых вариантов действий. Альтернативы вы­бора возникают и постепенно формируются в живом, ре­альном процессе мышления. Избирательность — харак­терная черта мыслительной деятельности человека. Од­ним из важных проявлений избирательности мышления является ограничение зоны поиска решения. Неадекватное ограничение зоны поиска существенно осложняет решение задачи. Ограничения представляют собой специ­фическую сторону мыслительной деятельности челове­ка обусловленную трансформациями субъективного опы­та и личностными установками. Человек, часто не проа­нализировав всех условий, выделяет ту или иную часть последних, исходя из них, строит неполное пространство возможностей, неадекватное всей ситуации. Психологиче­ски это выражается в том, что субъект чрезмерно ограни­чивает зону поиска, в результате чего многие возможно­сти остаются неотраженными в субъективном простран­стве возможного действия. Диалектическое мышление как форма творческого мышления входит в состав меха­низмов организации субъективного пространства возмож­ного действия. Н.Е. Веракса рассматривает диалектиче­ское мышление как форму творческого мышления, опери­рующее отношениями противоположности. Оно позво­ляет субъекту преодолеть ограничения, связанные с мыс­лительными стереотипами, за счет механизмов диалекти­ческих преобразований и построить более полное субъек­тивное пространство возможного действия. По получен­ным нами данным важнейшие характеристики личност­ного самоопределения учащихся с высоким уровнем ди­алектического мышления значимо отличаются от анало­гичных показателей учащихся с низким уровнем диалек­тического мышления. Также нами была установлена кор­реляционная зависимость между размерностью субъек­тивного пространства возможного действия и показателя­ми развития структурных компонентов личностного само­определения. В таком случае процесс подготовки чело­века к жизни в сложном пространстве деятельностей со­стоит не столько в усвоении многообразия конкретных ва­риантов действия, а в развитии субъективного простран­ства возможного действия как психологического механиз­ма, позволяющего свободно ориентироваться при выборе действия в каждой конкретной ситуации на основе много­численных вариантов.

       

 

Вход на сайт
Поиск
Переключить режим
Интерактив
Контакты

Адрес:
663601, Красноярский край,
г. Канск, 
ул. Элеваторная, д.23 а


Телефоны:
(39161)2-70-32
(39161)2-86-25

E-mail:
sh9_kansk@mail.ru 

Сайт:
http://www.sh9kansk.ru

Календарь
«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Полезные ссылки

Все права защищены © 2018

uCoz