Среда, 24.04.2019, 16:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Методический раздел

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 45
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок технологии

Данный раздел ведет Чулков Роман Игоревич

 

Урок технологии в условиях инклюзивного обучения

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками. Такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и педагогов общего образования перед рядом проблем: как организовать урок в инклюзивном классе, какие использовать формы работы для ребенка с ОВЗ, как распределить режим учебной нагрузки для ребенка (т.к. в учебном плане ребенка с ОВЗ могут отсутствовать предметы, которые изучают нормально развивающиеся сверстники, и, наоборот), в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающих занятия и множество других вопросов.

В настоящее время в МБОУ ООШ № 9 г. Канска обучаются дети, имеющие нормальное психическое и интеллектуальное развитие, а также дети с отклонениями в развитии, индивидуальные особенности которых предполагают обучение по адаптированным образовательным программам на основании заключений ПМПК. В качестве базовой модели используется модель постоянной неполной интеграции детей в общеобразовательный класс. Согласно этой модели дети с ОВЗ принимаются в обычные классы. Эти школьники на тех уроках и внеклассных мероприятиях, которые доступны им, занимаются вместе с нормально развивающимися детьми. Другая часть занятий организована для них по специальным программам.

Обучающиеся с умственной отсталостью не способны на равных с нормально развивающимися сверстниками овладевать образовательным стандартом по основным предметам, поэтому вливаются в обычный класс лишь на несколько уроков, в том числе и на урок технологии.

Целью данной статьи является оказание информационной и методической помощи педагогам по организации урока в инклюзивном классе: структура урока, распределение учебного материала на уроке среди детей с умственной отсталостью и нормально развивающихся сверстников на примере уроков по технологии. 

 

Специальные коррекционные занятия по технологии (столярное дело) направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Какие формы и методы можно использовать при реализации программных задач в условиях инклюзивного обучения?

В методике технологии различают четыре группы методов:

  1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, устный и письменные инструктажи.
  2. Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, компьютерных презентаций и др.), трудового процесса и его компонентов.

3.  Методы самостоятельной работы школьников: упражнения,

лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебной литературой, изготовление поделок, моделей и др.,

Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий, основными формами и методами обучения так же считают практические работы, беседы, предлагают широко использовать наглядные средства обучения, демонстрации приемов работы.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета на инклюзивном уроке могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя). Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами приготовления пищи.

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться электрическими и механическими инструментами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со станками и т.д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ,  доводя их до навыка.

Лично показывая приемы работы, учитель должен добиваться от учащихся строгого выполнения всех требований, соблюдения правил техники безопасности, объяснять, как надо пользоваться инструкционными картами и другой документацией, приучать связывать практическую работу с теоретическими знаниями, указывать на наиболее часто встречающиеся ошибки и предупреждать их появление.

При выборе необходимых форм и методов работы необходимо учитывать особенности развития умственно-отсталых детей и соблюдать специальные требования к уроку для этих учащихся:

  1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов у детей с нарушением интеллекта.
  2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика.
  3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.
  4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка.
  5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.
  6. Опора на более развитые способности ребенка.

Необходимо так же знать и учитывать особенности организации урока, три основных этапа процесса обучения умственно-отсталых детей.

1 этап: изучение нового материала. Коррекционная направленность присутствует на всех этапах урока, но на этапе изучения нового материала она несет особую нагрузку. Трудности для учителя на таком уроке - особенности мышления и познавательности умственно отсталых учащихся. Познание невозможно без анализа-синтеза, без сравнения и обобщения, а именно эти мыслительные операции больше всего и страдают у учащихся с умственной отсталостью. Дети из-за этого не любят уроки изучения нового материала. Интерес у них к новому материалу поверхностный, узкий, ситуативный, поэтому нужен этап подготовки к восприятию новых знаний. Приемы этой подготовки заключаются в следующем:

-применение удивления;

-создание проблемной ситуации;

-краткая самостоятельная работа;

-практическая проверка домашнего задания.

2 этап: закрепление и повторение знаний. Он может осуществляться как

отдельный этап или поэтапно после каждой порции различных звеньев урока. Цель его:                      вторичное воспроизведение нового материала, понимание

изложенного. Приемы на запоминание:

- сочетание рассказа с показом;

- самостоятельная работа учащихся с изучаемым объектом;

- изучаемые понятия и явления нужно очень часто упоминать в разных связях, этапах, вариантах, делать предметом практической деятельности.

Хорошо закрепляет знания наглядность и занимательный материал (викторины, игры, кроссворды, различные лото, загадки, головоломки), т.е. все то, что делает урок увлекательным. Но все это делается с учетом возраста учащихся.

  1. этап: проверка и оценка знаний. При проверке и оценке знаний требуется учитывать, что умственно отсталые учащиеся не понимают значения оценки, сути ее. Стараются получить хорошую оценку только для похвалы. Отношение к отметке постепенно меняется, если учитель работает над этим вопросом, комментирует отметки. Постепенно дети приходят к пониманию отметки как к оценке общественно значимого труда, и это является важным средством для коррекции недостатков умственного развития. Правильно понятая оценка приводит к критичности в учебной и трудовой деятельности.

 

Как же организовать коррекционно-развивающую работу на уроке?

Одной из основных функций инклюзивного образования является коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования. Успешность этой работы зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения. Коррекционная работа проводится на том материале, который является содержанием учебной образовательной программы, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным. Целью коррекционной работы является исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка. У детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно    неравномерно.    Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его обучение. Память умственно отсталых детей характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Для них невозможным, оказывается, сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается в учебе, в труде, в отношениях со своими одноклассниками, учителями. Знание учителем особенностей развития учащихся является важным условием эффективности коррекционного воздействия.

Основные направления коррекционной работы на уроке:

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие зрительного восприятия, развитие пространственных представлений и ориентировки, развитие слухового внимания и памяти).

  1. Развитие основных мыслительных операций, формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
  2. Развитие речи.
  3. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
  4. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие различных видов мышления, умение видеть и устанавливать логические связи между предметами и явлениями

  1. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Коррекционная работа с учащимися строится на принципах сочетания слова, наглядного образа и практических действий.

Важным условием организации коррекционной работы является использование различных видов творчества: рисование, аппликация, лепка, конструирование, выкладывание мозаики, сортировка мелких предметов с учетом их формы, цвета, размера, и др. Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.

При проведении физкульминуток и оздоровительных пауз на уроке можно использовать упражнения для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно­пространственную активность, улучшить восприятие. Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия, что благоприятно сказывается на развитии памяти, внимания, мышления, речи.

Примеры упражнений гимнастики для глаз.

  1. Использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Такой плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене, на потолке). По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить силуэт девочки и отправиться вместе с ней в магазин. Упражнения выполняются стоя.
  2. Работа с расположенными на стенах кабинета карточками. На них силуэтные изображения предметов, слова по теме урока. По просьбе учителя дети отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на задание; составляют из слов, записанных на карточках, ответ на поставленный вопрос и т.д.
  3. Рисование носом. Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово, обозначающее термин к теме урока (например, бланширование), затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный термин. Открыть глаза, посмотреть на табличку. Учитель может изменить задание в соответствии с темой и задачами урока.

Показателем успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Вся система коррекционно-развивающей работы призвана социально адаптировать школьника с умственной отсталостью к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь.

Вход на сайт
Поиск
Переключить режим
Интерактив
Контакты

Адрес:
663601, Красноярский край,
г. Канск, 
ул. Элеваторная, д.23 а


Телефоны:
(39161)2-70-32
(39161)2-86-25

E-mail:
sh9_kansk@mail.ru 

Сайт:
http://www.sh9kansk.ru

Календарь
«  Апрель 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Полезные ссылки

Все права защищены © 2018

uCoz