Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Учитель математикиДанный раздел ведет Корботова Татьяна Борисовна Статьи (05.12.2018)
ВЛИЯНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
О назначении математики
Математика - наука, созданная нашей цивилизацией и сопровождающая ее на всех этапах развития. Почти вся современная наука: физика и химия, биология и экономика, лингвистика и социология не только использует математические методы, но и строится по математическим законам. Путь в современную науку и технику, просто в современную жизнь лежит через математику. Важнейшей задачей математического образования является развитие и воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления, эвристическое (творческое) мышление. Научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли, развить воображение и интуицию, пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения. Освоение научной картины мира, научного мировоззрения, формирование математического языка и математического аппарата, как средства описания и исследования окружающего мира его закономерностей, в частности, компьютерной грамотности - все это является частью вклада предмета математики в общее образование каждого человека. В естественных науках основную роль играет в настоящее время количественные описания реальных процессов и соответствующие количественные модели, для исследования которых необходимы традиционные разделы математики, наряду с началами математического анализа и элементами теории вероятностей и математической статистики. Иное дело - гуманитарные науки. В них наибольшее значение имеют структурные модели, построение и исследование которых требует привлечения разделов математики, более современных и весьма далеких от нынешнего школьного курса математики, прежде всего дискретной математики (достаточно упомянуть построение грамматических моделей в лингвистике, создание информационных систем в приложениях различных гуманитарных наук). В процессе обучения математике в зависимости от роли, которую играет в них математика, можно выделить три направления: общеобразовательное, общенаучное и математическое. Во всех трех направлениях опора делается на общеобразовательный курс математики. Эта позиция учитывает, прежде всего, необходимость предоставления школьнику возможности реализации своего потенциала в области математики, который, может проявиться на более поздней стадии обучения. Математическое образование составит в ближайшем будущем основу кадрового потенциала, обеспечивающего научный, технический, технологический и социальный прогресс российского общества. Поэтому математическая подготовка должна быть не ниже общемировой. Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности. В 1267 году знаменитый английский философ Роджер Бекон сказал: «Кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества». Совершенствование, влияние математического образования личности в современных условиях выделяет следующие качества: - интеллектуальное развитие, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе; - формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса. - формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности; - овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования. Сегодня в мире возникло много новых профессий, много новых видов человеческой деятельности и поэтому совершенствование математического образования личности в современных условиях должно включать в себя обучение компьютерным технологиям и современным информационным возможностям. Вот только некоторые из них:
- ИТ-медик и Клинический биоинформатик. - Биороботехник. - Цифровой лингвист. - ИТ проповедник. - Разработчик моделей больших данных (Big Data). - Организатор интернет-сообществ и дизайнер виртуальных миров. - ИТ-генетик. - Проектировщик нейроинтерфейсов. - Специалист по гиперпротезированию. - Архитектор информационных систем . - Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации и авто и морского транспорта. - Архитектор-строитель умных домов.
Математическое образование является отражением истории развития человеческой мысли. Именно поэтому математическое образование всегда играло важную роль в культурном развитии личности человека. И.Ф. Шарыгин, автор нескольких учебных пособий по математике сказал: “Для нормального развития человека с момента рождения нужна полноценная интеллектуальная пища. Математика является одним из немногих полноценных, экологически чистых интеллектуальных продуктов, потребляемых в системе образования. Математическое образование влияет на оздоровления подрастающего поколения, психологическое и физиологическое. И сегодня……. сокращать часы на математику, это значит отказываться от оздоровительных возможностей молодого поколения”.
В условиях вариативности программ и учебников, многообразия подходов к структуре курсов кардинальным образом меняется взгляд на межпредметные связи. В целом ряде случаев математика должна стать не источником, а потребителем знаний, предложенных на уроках естествознания и др., опираться на представления, сформированные при изучении этих дисциплин.
Заключение
Приоритетные цели общего (дошкольного и школьного) математического образования – это развитие способностей к: · логическому мышлению, конструированию, коммуникации и взаимодействию на широком математическом материале (от геометрии до программирования); · поиску решений принципиально новых математических задач, эксперименту и наблюдению, формированию внутренних (мысленных) представлений и моделей для математических объектов, формулированию и проверке гипотез, преодолению интеллектуальных препятствий; · реальной математике: математическому моделированию (построению модели реальности и интерпретации результатов), применению математики, в том числе, с использованием ИКТ. Принципиальную роль в школьном образовании играет «воспитание математикой», формируемые ей: интеллектуальная честность, умение выразить свою точку зрения и готовность понять другого, способность к преодолению трудностей, любовь к труду, уважение образованности.
|
Интерактив
Контакты
Адрес:
Архив записей
|