Среда, 19.12.2018, 14:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Методический раздел

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Учитель дефекктолог

Данный раздел ведет Ерёмина Ольга Николаевна

Рекомендации учителя-дефектолога (05.12.2018)

Статьи

(09.11.2018)

 

Что нужно знать родителям школьников с особыми образовательными потребностями

 

В последнее время большое внимание уделяется образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновационные процессы развития российской системы образования позволяют максимально расширить обеспечение детей с ОВЗ образованием, которое отвечает их возможностям и потребностям. При этом родители не всегда имеют актуальную информацию об изменениях, происходящих в данной сфере. В статье представлена краткая информация об образовании детей с ОВЗ, которая будет полезна родителям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями:

  • о группах детей с ОВЗ;
  • об адаптированных образовательных программах (АООП);
  • об индивидуальном образовательном маршруте (ИОМ);
  • об индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА);
  • о Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования для детей с ОВЗ;
  • о Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
  • о Психолого-педагогическом консилиуме (ППк).

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий обучения и воспитания.

По своему составу категория учащихся с ОВЗ неоднородна, что определяется различными нарушениями, имеющимися у детей этой группы:

  • нарушения слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • нарушения зрения (слепые, слабовидящие);
  • тяжелые нарушения речи;
  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • задержки психического развития;
  • нарушения интеллекта;
  • расстройства аутистического спектра;
  • сложные дефекты развития.

Важно отметить, что ребенок с ОВЗ может не иметь инвалидности.

Развитие детей с ОВЗ может протекать как практически нормально, так и со значительными множественными нарушениями. Соответственно, часть детей могут испытывать временные, легко устранимые трудности обучения, развития и социализации, а другие дети, имеющие тяжелые поражения центральной нервной системы, будут нуждаться в специальной индивидуальной программе образования.

В настоящее время изменения в области образования предоставляют различные возможности получения общего образования детям с ОВЗ. Это могут быть специальные коррекционные школы, ресурсные классы, общеобразовательные школы (инклюзия), семейное образование, на дому, в медицинских организациях.

Для определения статуса ОВЗ дети проходят психолого-медико-педагогическую комиссию. Данная комиссия проводится при добровольном согласии родителей (законных представителей) по письменному заявлению, то есть родители обращаются самостоятельно или по направлению образовательной организации с письменного согласия родителей (законных представителей). Медицинское обследование детей, достигших 15 лет, проводится с их согласия. В ПМПК родители предоставляют пакет документов (уточняется при записи на обследование).

Результаты обследования и заключения комиссии обсуждаются без присутствия детей. При обследовании детей, обсуждении результатов и вынесении заключения родители имеют право присутствовать в комиссии, высказывать свое мнение о рекомендациях по организации обучения и воспитания детей (ФЗ №273 от 29.12.2012, статья 44, п.3.1,6,8). Для родителей заключение комиссии и ИПРА (индивидуальная программа развития и абилитации по заключению бюро медико-социальной экспертизы — МСЭ) носит рекомендательный характер (имеют право не предоставлять данный документ в образовательную организацию), тогда как для образовательной организации оно является обязательным. В случае, если родители не согласны с заключением территориальной комиссии, они могут обжаловать его в Центральной комиссии. Для предоставления в образовательную организацию заключение комиссии действительно в течение календарного года.

ПМПК устанавливает наличие ОВЗ и потребность в создании специальных условий обучения и воспитания, специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации (ГИА). Для этого ПМПК проводит комплексное диагностическое обследование и разрабатывает рекомендации по определению формы образования, образовательной программы, методов психолого-медико-педагогической помощи и созданию специальных условий.

Специальные условия обучения:

  • адаптированная образовательная программа;
  • специальные учебники, учебные пособия, дидактические материалы;
  • специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • услуги ассистента (техническая помощь обучающемуся);
  • услуги тьютора;
  • групповые и индивидуальные коррекционные занятия (логопед, дефектолог, психолог);
  • доступ в здание;
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено обучение.

С первого сентября 2016 года вступил в силу ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью. Данные документы позволяют осуществлять образовательный процесс с учетом психофизиологических возможностей каждого ребенка, выявлять и учитывать индивидуальные возможности и образовательные потребности (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598, №1599).Стандарт содержит обязательные требования при реализации адаптированных программ начального образования. Адаптированные образовательные программы разрабатываются по группам нарушений (по нозологическим группам). Адаптированные основные образовательные программы (АООП) имеют четыре варианта.

Первый вариант – цензовый уровень. Образование сопоставимо по конечному уровню с образованием здоровых сверстников (ребенок находится в их среде, календарные сроки не увеличены). По окончании учащийся получает такой же документ об образовании.

Второй вариант – цензовый уровень. Образование сопоставимо по уровню «академического компонента» с образованием здоровых сверстников, усилено внимание к формированию «жизненной компетенции», но календарные сроки увеличиваются, ребенок находится в среде сверстников со сходными проблемами развития.

Третий вариант – нецензовый уровень. Ребенок получает образование не сопоставимое по конечному результату с образованием здоровых сверстников. «Академический компонент» сокращен. Расширен компонент «жизненной компетенции». Ребенок находится в среде сверстников с ОВЗ.

Четвертый вариант – индивидуальный уровень конечного образования. Ребенок получает образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями. Значительно ограничен «академический компонент» образования. Максимально углублен компонент жизненной компетенции. Разрабатывается индивидуальная образовательная программа, ребенок находится в среде сверстников с различными нарушениями.

Категория детей с ОВЗ

Варианты АООП

Глухие дети

I, II, III, IV

Слабослышащие дети

I, II, III

Слепые дети

I, II, III, IV

Слабовидящие дети

I, II, III

Дети с речевыми нарушениями

I, II, III

Дети с двигательными нарушениями

I, II, III, IV

Дети с задержкой психического развития

I, II, III

Умственно отсталые дети

III, IV

Дети с расстройствами аутистического спектра

I, II, III, IV

Каждая содержательная область образования учащихся с ОВЗ имеет два компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Определив возможности и ограничения учащихся с ОВЗ, уточнив степень активности и независимости жизни, к которой готовится ребенок с ОВЗ, необходимо сформулировать соотношение «академического» компонента и компонента «жизненной компетенции» (отражено в вариантах АООП). При устойчивой положительной динамике в освоении «академического» компонента и компонента «жизненной компетенции» предусмотрена возможность гибкой смены образовательного маршрута, перехода с одного варианта адаптированной образовательной программы на другой.

Родители предоставляют заключение ПМПК и/или ИПРА (индивидуальную программу развития и абилитации (по заключению бюро медико-социальной экспертизы — МСЭ) в образовательную организацию и пишут заявление о создании специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ. В образовательной организации реализация рекомендаций ПМПК занимается психолого-педагогический консилиум (ППк). ППК определяет характер и продолжительность оказания психолого-педагогической помощи, составляет на ребенка индивидуальный план коррекционно-развивающей работы специалистов.

ППк отслеживает эффективность реализации адапитрованной образовательной программы и динамику развития ребенка. В образовательной организации разрабатываются адаптированные образовательные программы (АООП), индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), программа коррекционной работы (ПКР), индивидуальный учебный план с учетом мнения родителей. При отсутствии в образовательной организации психолого-педагогической службы директор может заключать договор с организацией, осуществляющей психолого-медико-педагогическую и социальную помощь обучающимся (в рамках сетевого взаимодействия), либо рекомендует обратиться родителям в данную организацию. ППк осуществляет работу по психолого-педагогической поддержке родителей детей с ОВЗ (информационной, методической, психологической).

От активной позиции родителей, продуктивного сотрудничества с образовательной организацией, осведомленности о текущих законодательных актах в области образования, знания своих прав и прав детей, зависит максимально возможное удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Вход на сайт
Поиск
Переключить режим
Интерактив
Контакты

Адрес:
663601, Красноярский край,
г. Канск, 
ул. Элеваторная, д.23 а


Телефоны:
(39161)2-70-32
(39161)2-86-25

E-mail:
sh9_kansk@mail.ru 

Сайт:
http://www.sh9kansk.ru

Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Полезные ссылки

Все права защищены © 2018

uCoz