Понедельник, 22.07.2019, 04:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Методический раздел

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Современное технологическое образование

Статьи

(09.11.2018)

 

Коррекционная направленность обучения детей с ОВЗ
на уроках технологии (швейное дело)

Вопрос о роли труда в обучении и развитии умственно отсталых школьников приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.

Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.

Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с интеллектуальной недостаточность приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности.

В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. Коррекционное значение занятия трудом умственно отсталыми школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако, основная задача трудового обучения – вооружить школьников доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности. Знания, полученные учащимися на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта и, с другой стороны, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.

У большинства учащихся коррекционной школы могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения нескольких трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленно, отсюда вытекает необходимость в значительном увеличении сроков трудового обучения. Наибольшая сложность состоит в формировании способностей выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Трудовое обучение содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся, т.к. труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталого ребенка.

Процесс обучения таких детей имеет существенную специфику:

- более низкий уровень сложности учебного материала;

- замедленный темп обучения;

- использование наглядных методов обучения;

- коррекция присущих учащимся недостатков.

Коррекционная работа ставит своей целью исправление присущих детям с отставанием в развитии недостатков путем применения специальных педагогических средств, стимулирующих компенсаторные процессы развития. Это позволяет ослабить или преодолеть дефекты ребенка, воспитать новые положительные качества и тем самым продвинуть его в развитии. Показателем в развитии обобщенных учебных и общетрудовых умений служит уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Отсюда коррекцию можно рассматривать, с одной стороны, как путь развития аномального ребенка и, с другой, - как способ, обеспечивающий наиболее эффективное усвоение учебного материала.

В познавательной деятельности коррекция направлена на развитие умений учащихся связывать новый материал с ранее усвоенным, выделять главное в получаемой информации, сравнивать, обобщать.

Плановая задача коррекции во время практической работы учащихся состоит в развитии обобщенных умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою деятельность. Другая задача предполагает исправление типических недостатков учащихся.

Для решения этих задач можно выделить два направления коррекции недостатков учащихся:

· Ослабление ядерного дефекта (повышение энергетической мобилизации ребенка в учении, педагогическая стимуляция активности учащихся);

· Совершенствование внутренней организации учебной деятельности учащихся (повышение уровня ее осознанной саморегуляции).

Трудовое обучение во вспомогательной школе организуется в различных формах:

- учебные занятия;

- производственная практика;

- общественно-полезный производительный труд;

- кружковая работа.

 

К учебному занятию предъявляются следующие требования:

  1. Целенаправленность занятий.

Каждое занятие должно иметь конкретную учебную, реально выполнимую на данном занятии, а также общие цели (воспитательные и коррекционные).

  1. Оптимальность объема учебного материала.

Для каждого занятия необходимо планировать такой объем учебного материала, который может быть усвоен с преодолением определенных трудностей.

  1. Соблюдение дидактических этапов занятия.

Каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы (повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление , подведение итогов).

  1. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

Необходимо подбирать такие методы обучения, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знания и овладении умениями и навыками.

  1. Рациональное использование учебного времени.

Каждая минута занятия должна быть насыщена учебной работой. Темп практической части занятия должен постепенно возрастать.

  1. Индивидуальный подход в обучении.

Это требование означает создание оптимальных условий для обучения каждого ученика.

Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Чаще всего проводятся комбинированные занятия.

Теоретическая часть посвящена ознакомлению учащихся с новыми техническими и технологическими сведениями или формированию умений ориентироваться в трудовых заданиях и планировать предстоящую работу.

На практической части учащиеся усваивают новые элементы трудовых заданий, совершенствуют трудовые навыки, развивают скоростные показатели и самостоятельность в труде.

Чтобы повысить степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, необходимо определенным образом их подготовить. Ученики должны четко усвоить, что они будут делать в процессе практической работы, какой результат должен получиться и как будет проходить практическая работы. Кроме того, нужно вызвать интерес к предстоящей работе, чтобы активизировать учащихся. Затем учащиеся приступают к составлению плана, по которому они будут работать. При обучении планированию используются специальные наглядные пособия – технологические карты, готовые образцы, схемы и чертежи.

Комплексные практические работы– это основной тип занятий по труду в коррекционной школе. Результаты работы на этих занятиях имеют общественно-полезное значение. В проведении практических работ важно правильно инструктировать учащихся на занятиях, развивать самоконтроль, соблюдать фронтальность в прохождении учебного материала, осуществлять дифференцированный подход, обеспечивать нужный темп работы учащихся.

Организация труда учащихся на комплексных практических работах индивидуальная, т.е. каждый ученик выполняет работу от начала до конца. Завершается практическая работа подведением итогов занятия, где очень важно не только проанализировать ход работы и дать оценку результатов работы каждого ученика, но и закрепить те технические и технологические знания, которые применялись на данном занятии.

 

Практическое повторение– это занятия, на которых осуществляется систематическое повторение освоенных ранее трудовых операций. Основная задача на таких занятиях – формирование и дальнейшее совершенствование трудовых навыков, развитие скоростных показателей и умение работать в коллективе.

Организация труда на занятиях практического повторения может быть индивидуальной или с пооперационным разделением труда. Последнее имеет важное значение для воспитания коллективизма в труде.

 

Самостоятельные практические занятия проводятся в конце каждой четверти.

Учащиеся самостоятельно выполняют трудовые задания, самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы. Для ориентировки учащихся в задании можно использовать наглядный материал. Необходимо четко предъявить требования к качеству работы и установить время выполнения задания. По окончании работы проводится анализ ее результатов, сравнение с образцом, определятся качество выполнения изделия.

 

В результате проведенной работы на уроках труда учащиеся достигли хороших результатов:

· У всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сформировался положительный устойчивый интерес к швейному делу.

· В результате коррекционной работы наметилось уменьшение недостатков в практической деятельности учащихся.

· Значительно расширился словарный запас.

· Контроль за деятельностью обучающихся позволил развить самооценку и самоанализ своего труда.

 

 

 

(16.01.2019)

Информационные технологии как условие организации профориентационной работы с учащимися 8-9 классов

Вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных в подростковом возрасте и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Экономическая нестабильность, материальные трудности, динамичность и изменчивость мира профессий (за последние годы появилось множество новых профессий, следовательно, обновления видов труда происходит еще быстрее), повышение требований к квалификации работников, которые должны владеть несколькими специальностями и сочетать в себе профессиональную подготовку, коммуникативную компетентность, навыки предпринимательской, управленческой работы, знаний о персональном компьютере и навыков работы на нем, приходят к тому, что молодые люди с тревогой и опасением смотрят на завтрашний день.

В современном понимании смысл профориентационной работы заключается в постепенном формирований у подростков внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировки и реализации своих профессиональных планов и интересов. Формирование профессионального самоопределения (ПСО) учащегося – сложный процесс взаимодействия различных индивидуальных свойств человека (биологических, психических, личностных), которые можно совершенствовать, развивать, целенаправленно создавая соответствующую деятельность.

Несмотря на то, что профессиональная ориентация учащихся была и остается важной задачей школы и вопрос профориентации изучен достаточно подробно (существует множество методик по выявлению способностей к той или иной профессии, работа по составлению профессиограм), зачастую профориентационная и профконсультационная работа осуществляется в отрыве о реальной потребности в рабочей силе и не способствует развитию навыков самостоятельного выбора профессий. Стиль межличностного взаимодействия между учителем и учеником тоже не всегда располагает к доверительному общению.

Нужны дополнительные психолого-педагогические условия, направленные на то, что бы, кроме знаний и умений, учащиеся могли бы приобрести навыки самостоятельного действия и принятия решений в условиях выбора. В качестве такого условия, на наш взгляд, может быть использование информационно-комуникативных технологий. Ведь ИКТ – веление времени, их реализация способствует профессиональному самоопределению учащихся.

Резкий скачек в развитии компьютерной техники, технологии программирования и появление новых средств связи между компьютерами дали толчок поиску и развитию новых технологий и средств обучения.

Профориентационная работа с подростками, на наш взгляд, будет эффективнее, если:

  • Моделирование интерактивной образовательной среды школы в рамках профориентации будут проходить с применением новых информационных образовательных технологий;
  • Будут применяться мультимедийные образовательные материалы, задающие новый уровень наглядности и доступности, обеспечивающие простор для самостоятельной деятельности учащегося;
  • Будет оказываться помощь подростку в ознакомлении со своими способностями, возможностями и в постановке реальных целей в выборе профессии с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Подведем краткий итог реализации роли ИКТ как условия в развитии профессионального самоопределения личности учащегося:

  1. Информатизация учебно-воспитательного процесса (УВП).

Степень задействования ИКТ в профориентационной работе определяет уровень развития ПСО учащихся. На сегодняшний день в школе есть техническая и организационная база для повышения уровня его развития.

  1. Конкурентоспособность на рынке труда.

Выпускники школы могут быть конкурентоспособными на рынке труда. Немалая доля этого успеха принадлежит компьютерным технологиям, которые формируют профсамоопределение, не зависимое от конкретной профессии.

  1. Индивидуальный подход.

Применение ИКТ, с одной стороны, обеспечивает массовость обследования по психодиагностике для профориентации и профотбора, с другой – индивидуальный подход к каждому ребенку. Значит, вероятность повышения уровня развития ПСО для каждого школьника значительно возрастает. Использование компьютера на уроках в той или иной степени реализует интегрированный подход в обучении.

  1. Оптимизация ПСО.

Применение ИКТ автоматизирует процесс тестирования, обучения, дает возможность работы с большими массивами информации (в том числе из интернета) как для исполнителей профориентационной работы, так и для учащихся. Экономится время тестирования и поиска нужных сведений, к тому же создается психологический комфорт при работе с компьютером. Школьник неограничен в выборе необходимого материала (электронные энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, ссылки на сайты профориентационной поддержки), у него нет проблемы длительного поиска новых знаний, поэтому не будет застоя в становлении ПСО. Предоставление дистанционных образовательных услуг, с помощью которых станет возможным реализация индивидуальной траектории и темпа обучения каждого учащегося, проведение дистанционных семинаров и конференций (в том числе и видеоконференций в режиме онлайн); по вопросам подготовки абитуриентов к поступлению в вузы, участи в олимпиадах и конкурсов различного уровня. Можно сказать, что развитие учащихся в аспекте готовности к профессиональному выбору оптимизируется.

 

  1. Повышение заинтересованности учащихся в выборе профессии.

ИКТ предоставляет широкие возможности для проведения учебно-иследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессом, придает выводимой текстовой, графической, звуковой, видеоинформации привлекательный вид, часто процедуры работы с той или иной программой выглядит как игровой процесс – все это создает эмоциональный подъем у пользователя, повышает интерес к конкретному виду профессиональной деятельности, значит, способствует развитию ПСО подростка.

Совместная деятельность по созданию сайта позволила раскрыться каждому ребенку с учетом его способностей, желаний.

Создание электронной презентации своей будущей профессии – это уже достаточно осознанный выбор, говорящий о высоком уровне ПСО. В нашей практике такие рефераты с презентацией профессий учащиеся защищают уже не первый год, используя программы имитационного моделирования, тренажеры, развивающие компьютерные игры.

Вход на сайт
Поиск
Переключить режим
Интерактив
Контакты

Адрес:
663601, Красноярский край,
г. Канск, 
ул. Элеваторная, д.23 а


Телефоны:
(39161)2-70-32
(39161)2-86-25

E-mail:
sh9_kansk@mail.ru 

Сайт:
http://www.sh9kansk.ru

Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Полезные ссылки

Все права защищены © 2018

uCoz