Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Подготовка ребёнка к школе.Как определить готовность ребёнка к школьному обучению. В понятие «готовность ребёнка к школьному обучению» включаются три взаимосвязанных компонента: физиологическая готовность; социально-психологическая или личностная готовность; психологическая готовность. Оценкой физиологической готовности к школьному обучению, как правило, занимаются медики, которые проводят проверку ребёнка по трём основным критериям: физическое развитие – длина тела (рост стоя и сидя), масса тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки; биологический возраст – количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определённых пропорций тела соответственно возрасту; комплексная оценка состояния здоровья – дети подразделяются на пять «групп здоровья» (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе). Социально-психологическая, или личностная готовность к школьному обучению определяется готовностью ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе в условиях школьного обучения. При поступлении в школу ребёнок попадает в новые социальные условия и постепенно осваивает новую общественную роль «Я – ученик». Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), социальной роли может провести к переживанию ребёнком кризиса 7 лет. В этот период дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; родители как будто не узнают своих малышей; в поведении ребёнка проявляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым; или наоборот – дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами, в период кризиса могут стать тихими и незаметными. Но самое главное то, что в этот период возрастает стремление ребёнка к новой социальной роли («Я – ученик») и социально значимому виду деятельности (учению).
Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, всё валиться из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чём-то обвиняли. Ребёнок – такой же человек, только маленький.
Психологическая готовность к школьному обучению представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребёнка, в частности подразумевает его готовность к усвоению учебного материала. Базовыми составляющими психологической готовности к обучению в школе являются: - уровень развития психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия); - уровень развития мелкой моторики руки (в том числе графические навыки); - уровень развития связной речи; - эмоционально-волевая готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкции взрослого в процессе обучения и т.п.)
2. Что следует предпринять родителям за год до поступления ребёнка в школу. Каждый ребёнок неповторим, индивидуален, имеет, как правило, свои пристрастия и интересы.
Всесторонний анализ развития ребёнка до школы необходим для решения вопроса о том, какой вариант обучения, какая программа и какие требования будут для него приемлемы и не приведут к ухудшению состояния здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и трудностям обучения.
Предлагаем познакомиться с перечнем так называемых факторов риска, учёт которых в разных видах деятельности и развития малыша позволит родителям своевременно оказать помощь своему ребёнку.
Факторы риска: - неспособность понять инструкцию(задание), трудности выполнения задания даже с помощью взрослых; - хаотичность действий, неумение организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («не отвлекайся», «будь внимателен» и т.п.); - трудность работы без отвлечения – даже в течение 5 – 7 мин; - явно отрицательная реакция на неудачу (слезливость, отказ от работы); - небольшой запас различных сведений, знаний; - трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления; - низкий уровень развития памяти.
2. Уровень речевого развития ребёнка: - бедный запас слов; - неумение грамотно строить предложения; - трудности артикуляции; - нарушения звукопроизношения; - затруднения звукобуквенного анализа. Как правило, эти факторы риска связаны с задержкой речевого развития в раннем детстве и заметны у детей, которые вовремя не получили необходимой логопедической помощи. 3. Развитие координации движений и графических умений: - неловкость при выполнении задания; - неспособность выполнить задание; - низкий уровень координации движений пальцев; - неумение чертить вертикальные и горизонтальные линии; - неровность, нечёткость штрихов; - тремор (дрожание рук). 4. Зрительное восприятие: - затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний; - неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размеренности, наклона и т.п.). Анализ развития ребёнка, выявление факторов риска позволят выбрать систему занятий по подготовке ребёнка к школе, помогут определиться родителям с тем, какая школа в большей мере соответствует возможностям дошкольника. Как помочь ребёнку подготовиться к школьной жизни. Принято считать, что лучший способ воспитать хороших детей – чаще корректировать собственное поведение. Самые действенные методы воспитания ребёнка – это хороший пример самых близких ему людей: родителей, сестёр и братьев.
По мнению учёных, специфика функций семьи и общественных институтов в воспитании ребёнка заключается в том, что для родителей важно научиться «искусству жить с ребёнком», а для педагога – «искусству обучать его». В результате хорошего родительского воспитания у ребёнка происходит гармоничное естественное развитие психических процессов и состояний. В предшкольный период родители должны обратить особое внимание на формирование у ребёнка таких качеств, которые помогут ему адаптироваться в школьной жизни, наладить общение со сверстниками и учителями, освоить новую социальную роль – ученика.
|
Интерактив
Контакты
Адрес:
Календарь
Архив записей
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||